Задержка психического развития у детей

Задержка психического развития у детей

Отставание ребенка в психическом, эмоциональном, умственном развитии диагностируется как задержка психического развития (ЗПР). У таких детей недостаточно развита речь, моторика, они плохо запоминают информацию, у них не развито мышление, примитивное поведение, нестабильное эмоциональное состояние. Обучаемость детей с ЗПР плохая – они не воспринимают новую информацию в детском саду, плохо усваивают программу в школе.

Диагноз ЗРП ставится ребенку исключительно после полного его обследования психиатром, психологом, педиатром, невропатологом, а также педагогами и более узкими специалистами (при необходимости). Такие дети нуждаются в лечении, в коррекции психического развития, а также в постоянно медицинском наблюдении.

О болезни

Нарушения психического, интеллектуального, эмоционального развития – обратимы, если вовремя обратиться к специалистам. По статистике, среди детей до 10 лет около 20% имеют ту или иную степень задержки психического развития. Прежде всего, при таком нарушении развития необходимо обращаться за медицинской помощью – к специалистам педиатру и невропатологу.

Причиной задержки психического развития могут быть не только психические расстройства, но и органические нарушения в организме. Особенностью этого заболевания является то, что полноценно оценить развитие детей можно только в школьный период. Если вашему ребенку ставят диагноз &задержка психического развития& в дошкольном возрасте, то знайте, врач не обладает должной квалификацией.

Диагноз &задержка психического развития& ставится ребенку только на этапе школьного развития, не ранее.

Причины

Причины задержки психического развития у ребенка могут иметь физиологическую и социально-бытовую/психологическую почву.

К физиологическим факторам относятся:

  • Поражение центральной нервной системы в период внутриутробного развития и в первые годы жизни ребенка;
  • Патологическая беременность, сопровождающаяся внутриутробными инфекциями, токсикозом, гипоксией плода во время родов;
  • Родовые травмы;
  • Желтуха новорожденного;
  • Курение, алкоголизм матери в период беременности;
  • Резус-конфликт матери и ребенка;
  • Нейроинфекции;
  • Рахит;
  • Припадки эпилепсии;
  • Последствия черепно-мозговых травм;
  • Последствия гриппа.

В некоторых семья задержка психического развития имеет наследственную природу.

Под социальными причинами ЗПР понимают неблагоприятные условия роста и развития ребенка, а именно:

  • Гипоопека со стороны родителей (дети растут без присмотра и контроля);
  • Гиперопека над ребенком, из-под которой тот хочет вырваться. Гиперопека, вопреки мнению родителей, не развивается ребенка, а наоборот – тормозит его умственный и физиологический рост;
  • Сильный авторитет родителей в воспитании;
  • Отсутствие общения со сверстниками.

Психическое развитие может остановиться на каком-то из этапов, если у ребенка имеются физические несовершенства в виде нарушения развития речи, слуха, зрения, общения, восприятия окружающей информации.

Классификация

  • Нарушение функционирования центральной нервной системы – ребенок проявляется симптомы инфантилизма, то есть, сознательно ведет себя младше, нежели является по возрасту. Поведение таких детей не соответствует их фактическому возрасту. К примеру, в школьном возрасте дети с ЗПР вместо обучения выбирают подвижные игры, игрушки.
  • Заболевания ребенка в раннем детском возрасте, которые дали последствия на этап дошкольного и школьного развития. Дети с ЗПР в анамнезе (истории болезни) имеют диагнозы в виде: пневмонии, почечной, сердечно-сосудистой, печеночной недостаточности, бронхиальная астма. Не исключено, что дети с ЗПР длительное время находились на стационарном лечении в медучреждении. Симптоматика проявляется в виде нарушения внимания, повышенной активности ребенка, заторможенной реакции, постоянного переутомления, плохой памяти.
  • Неблагоприятные условия роста и проживания ребенка в семье – жесткое обращение к ребенку, насилие, угрозы, отсутствие внимания к ребенку. Все это в совокупности приводит к психо-эмоциональной неустойчивости ребенка, к отставанию его в физическом и умственном развитии.
  • Последствия поражения головного мозга, которые проявляются в виде отсутствия интереса к окружающему миру.

Симптоматика

Дети с ЗПР невнимательны, они воспринимают информацию фрагментами, их внимание рассредоточено. Намного лучше развита зрительная память и слух. Во время процесса обучения ребенка может отвлечь незначительное движение, звук. Таким детям сложно сконцентрироваться на одном предмете, они быстро утомляются. Очень часто сопутствующими диагнозами являются синдром гиперактивности и дефицита внимания.

Память у детей с ЗПР кратковременная, фрагментарная, они не могут запомнить стих или же несколько предложений. Умственная активность крайне невысокая.

Речь искажена, слуховое восприятие также может быть нарушено, словарный запас ограничен. Дети с ЗПР агрессивны, внушаемы, конфликтны, эмоциональны, одиноки. Их игры однообразны, монотонны, без идейного смысла как такового.

Диагностика

Диагноз &задержка психического развития& устанавливается специалистами – психологом, психотерапевтом, педиатром, дефектологом, невропатологом. Основания для постановки диагноза – умственное, физическое, психо-эмоциональное развитие.

Лечение

Лечение детей с ЗПР очень длительное. Такие дети должны посещать специализированные школы, где учебный материал преподносится посредством наглядных примеров и в виде многократного повторения одной и той же информации. Терапия заключается в развитии памяти, мышления, речи. Дополнительные методы лечения – массажи, лечебная физкультура, плавание.

Прогноз благоприятный, если лечение ЗПР начала своевременно.